Хакасские народные инструменты

XОМЫС — струнный щипковый инструмент, имеет две или три струны. Изготавливается из сосны, березы, ели или кедра, обтягивается кожей диких животных. Струны в основном применялись жильные, о чем свидетельствует древний хомыс, сохранившийся в Минусинском музее им. Мартьянова.

ЫЫX — традиционный струнный смычковый инструмент. Имеет две или три струны, смычок — чаачах. Струны изготавливаются из некрученых конских волос. Смычок имеет дугообразную форму, на него также натягиваются конские волосы. Ыых является как сольным, так и ансамблевым инструментом.

ЧАТХАН — древнейший, самый популярный и любимый струнный щипковый музыкальный инструмент, представляющий собой длинный прямоугольный ящик с натянутыми вдоль струнами, семейства цитр (из — 7, — 9, — 12, — 14 струн). Прежние чатханы имели всего 3-4 струны, сплетенные из конских волос.

Играют на чатхане пальцами правой руки — щипком и щелчком. Левая рука употребляется тогда, когда нужно нажатием на струну у порожка повысить ее основной звук на полтона или на тон для получения промежуточных тонов между тонами основных струн инструмента.
В старину чатхан звучал почти в каждой хакасской юрте.

ТУУР — односторонний рамный барабан, обтянутый кожей. Изготавливается из дерева и шкуры парнокопытных животных. Использовался в древних обрядах, применялся в прошлом шаманами. В настоящее время он используется как солирующий инструмент отдельными исполнителями в этнических музыкальных коллективах.

СЫЫЛАС — род хакасских духовых инструментов. В отличие от хобыраха для него характерен несколько шипящий тембр. Изготавливается также из полой растительной трубки.
ХОБЫРАХ — хакасский народный инструмент представляет собой тип продольной флейты. Хобырах означает «полая трубка». Традиционно этот инструмент изготавливается из зонтичных растений, которые имеют ствол в виде полой трубки (дягиль, борщевик, пучок).
На этом инструменте исполняются импровизационные наигрыши, песенные и танцевальные мелодии (как соло, так и в ансамбле), за счет яркого и светлого тембра.

В практике охотников используется
звукоподражательный инструмент: ЛЫРЕFЫ (2) — манок на марала.
А также есть множество разнообразных шумовых инструментов: хон,ырос (5),
сан, (4), хазыхтар (6), санырос (7),
СЫМЫСХЫ — манок на дикую козу,
СЫFЫРТХЫ — манок на мелких зверей и птиц и т.д.

TИMIP ХОМЫС (от слов: «тимip» -«железный» и «хамыс» — «утварь») —
металлический губной щипковый инструмент. Имеет многочисленных «родственников» в других регионах мира.
Игра на тимip хомысе — перебор обертонов, регулируется изменениями формы и объема резонирующей полости рта, куда помещен зажатый в зубах инструмент.

БУБНЫ
Шаманские бубны Сибири уходят своими корнями в эпоху раннего металла. Бубны хакасских шаманов изготовлялись из деревянной обечайки, натянутой на неё кожи животного, а также различных колокольчиков, металлических подвесок и лент. Прежде всего, это ритуальный инструмент, необходимый для камлания шаманов, но вместе с тем, бубен является и музыкальным инструментом. После долгого запрета на шаманские культы началось возрождение древнейшей религиозной системы, и одним из центральных символов этого является изготовление новых бубнов. Сегодня, в основном, бубны изготавливаются мастерами С.Т. и А.Т. Чарковыми.

 (512x244, 68Kb)
ХОМЫС

По материалам РГУ «Центр Культуры и Народного Творчества им. С.П. Кадышева»

Источник текста и фото http://www.culturemap.ru/region/161/article.html?topic=13&subtopic=42&id=1726

Запись опубликована в рубрике Культура с тэгами , , , , , . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.