Саяно-Шушенская ГЭС

Саяно-Шушенская ГЭС

Саяно-Шушенская ГЭС

Саяно-Шушенская ГЭС является самой мощной гидроэлектростанцией (и вообще электростанцией) в России. Находится на реке Енисей. Состав сооружений ГЭС:

  • бетонная арочно-гравитационная плотина высотой 245 м, длиной 1066 м, шириной в основании — 110 м, шириной по гребню 25 м. Плотина включает левобережную глухую часть длиной 246,1 м, станционную часть длиной 331,8 м, водосливную часть длиной 189,6 м и правобережную глухую часть длиной 298,5 м.
  • приплотинное здание ГЭС
  • строящийся береговой водосброс

Мощность ГЭС — 6400 МВт, среднегодовая выработка 23,5 млрд кВт·ч. В 2006 году из-за крупного летнего паводка электростанция выработала 26,8 млрд кВт·ч электроэнергии.

В здании ГЭС размещено 10 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 640 МВт, работающих при расчетном напоре 194 м. Максимальный статический напор на плотину — 220 м. Плотина ГЭС уникальна, аналогичный тип плотины в России имеет еще только одна ГЭС — Гергебильская, но она значительно меньше.

Ниже Саяно-Шушенской ГЭС расположен её контррегулятор — Майнская ГЭС мощностью 321 МВт, организационно входящая в состав Саяно-Шушенской ГЭС.

Плотина ГЭС образует крупное Саяно-Шушенское водохранилище полным объемом 31,34 куб. км (полезный объём — 15,34 куб. км) и площадью 621 кв. км. Постоянно обновляющаяся вода с пристанционной части гигантского резервуара по качеству превосходит ту, что выше водохранилища, — недаром форель, не терпящая загрязнённой воды, успешно живёт в форелевых хозяйствах вблизи ГЭС. При создании водохранилища было затоплено 35,6 тыс. га сельхозугодий и перенесено 2717 строений. В районе водохранилища расположен Саяно-Шушенский биосферный заповедник.

Саяно-Шушенская ГЭС спроектирована институтом Ленгидропроект.

Экономическое значение

ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС имени П. С. Непорожнего» входит в состав ОАО «ГидроОГК». Исполнительный директор ГЭС — Неволько Николай Иванович. Себестоимость 1 кВт·ч электроэнергии в 2001 г. Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС 1,62 коп. Самый мощный источник покрытия пиковых перепадов электроэнергии в Единой энергосистеме России РАО ЕЭС и Сибири. Один из основных региональных потребителей электроэнергии СШ ГЭС — Саяногорский алюминиевый завод (Русал). В полноводные годы в связи с ограниченной пропускной способностью ЛЭП ГЭС вынуждена сбрасывать часть воды мимо турбин, что приводит к недовыработке 1,6-2 млрд кВт·ч. Избыточная электроэнергия будет использована строящимся Хакасским алюминиевым заводом мощностью 300 тыс.тонн алюминия в год (РУСАЛ), пуск которого состоялся 15 декабря 2006 (окончание строительства — конец 2007).

В декабре 2007 акционеры ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС» приняли решение о реорганизации общества путём слияния с ОАО «ГидроОГК». В конце декабря 2007 года ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС» было преобразовано в филиал «Саяно-Шушенская ГЭС имени П. С. Непорожнего» ОАО «ГидроОГК», прекратив, таким образом, свое существование.

Туризм

Саяно-Шушенская ГЭС представляет интерес как объект туризма. На ГЭС есть свой музей. В силу режимности объекта, посещение музея проводится через региональные экскурсионные бюро, допускается и групповое посещение музея по предварительному согласованию с администрацией музея и руководством СШ ГЭС. Район вокруг ГЭС — популярное у туристов место.

Существует специальная смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на станцию. Напротив Черемушек, на правобережье, высится пятиглавая гора Борус, которая почитается хакасами как национальная святыня.

Летом сюда устремляются сотни туристов, чтобы полюбоваться неоглядными далями Саян, тёмнохвойной тайгой, величественной панорамой ГЭС.

Со смотровой площадки на левобережье видна двухсотметровая, сверкающая ослепительной белизной скала. Это начинается Кибик — Кордонское месторождение мрамора, растянувшееся по берегам реки на несколько километров.

По своим качествам саянский мрамор не уступает лучшим мировым образцам. Он имеет 20 расцветок, оттенков и тонов. Часть дороги «Саяногорск — Черемушки» проходит прямо по мраморной жиле. К тому же, проложенная в геологически тяжелых условиях, где почти каждый километр пришлось пробивать среди скальных отрогов, она является одной из самых дорогих автотрасс в мире.

Запись опубликована в рубрике Достопримечательности, Общие сведения, Экономика с тэгами , . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.