Музей-заповедник “Казановка”

Хакасский республиканский национальный музей-заповедник «Казановка» был создан в 1996 году на территории Аскизского района Республики Хакасия. Площадь музея-заповедника составляет 18,4 тысяч гектар. Границы его проходят в непосредственной близости от населенных пунктов: Казановка, Верх-Аскиз, Югачи, Верх-База, Нижняя База, Бейка. Хакасский музей-заповедник расположен в юго-западной части Хакасии, в предгорьях Абаканского хребта.

Часто задают вопрос: почему именно это место было выбрано для музея-заповедника? Дело в том, что основу культурного наследия Хакасии составляют не просто отдельные памятники археологии или природы, а целые природно-культурные системы или иначе — культурные ландшафты.

В Казановке удивительным образом сочетаются все виды культурного и природного наследия: живописные ландшафты и интереснейший археологический фонд. Хорошо сохранились также и образцы хакасской народной жизни. К сожалению, в Хакасии осталось не так уж много мест, где звучит живая хакасская речь, а хакасская кухня или обряды воспринимаются не как экзотика.

Таким образом, на поставленный вопрос можно ответить так: Казановка для создания музея-заповедника была выбрана как наиболее благополучное, в плане сохранности культурного и природного наследия, место.

Природа

Территория музея-заповедника расположена в южной части Хакасско-Минусинской котловины, с запада подходят отроги Кузнецкого Алатау. Ландшафты музея-заповедника разнообразны: степь, горная степь, горная тайга, тайга. В северо-западной части музея-заповедника преобладают скалистые горы с высотами 800-1000 метров, в восточной — невысокие сопки и степные долины. С севера на юг протянулись цепи гор и сопок, западные и южные склоны которых каменистые и труднодоступные.

Археологическое наследие

Археология — наука о древней истории человечества. Хронологические границы хакасской археологии проходят между палеолитом (40 тысяч лет назад) и поздним средневековьем (XVI-XVIII века). К памятникам археологии относятся: свидетельства жизни (поселения) и смерти (курганы, поминальники, могильные поля) древних людей. Важными историческими источниками являются также результаты их деятельности (оросительные каналы, памятники горной металлургии, фортификационные сооружения) и образцы духовной культуры (петроглифы, стелы, изваяния, предметы прикладного искусства).
На территории музея-заповедника выявлено и поставлено на первичный учет более двух тысяч памятников археологии. Самые ранние из них относятся к эпохе неолита, их «возраст» превышает шесть тысяч лет. Наиболее поздние памятники датируются XVII-XVIII веками.

Курганы

Курганом называют округлую или продолговатую насыпь, воздвигнутую над одним или несколькими захоронениями. Хакасия — один из немногих регионов мира, где курганные поля образуют общий ее ландшафт. Наиболее древние курганы на территории музея-заповедника были созданы в эпоху ранней бронзы, более четырех с половиной тысяч лет назад. Однако расцвет курганного строительства относится к I тысячелетию до новой эры — к тагарской эпохе. Именно сибирские скифы в период между девятым и первым веками до новой эры создали современный ландшафтный облик Хакасии. Более тысячи тагарских курганов зафиксировано на территории музея-заповедника. Особенно эффектно выглядят могильные поля в долине Кюг, у поселка Анчил чон, в долине Читы хыс.

Петроглифы

Петроглифы — наскальные рисунки или надписи. Наскальное искусство существует столько, сколько существует человечество. Во всяком случае, одним из признаков выделения человека из животного мира стало его стремление к творчеству. На протяжении десятков тысяч лет наскальное искусство было едва ли не единственным способом самовыражения духовности человека. Основная функция петроглифов — оформление места проведения каких-либо обрядов или ритуалов. При этом рисунки, как правило, выступают в качестве активного элемента священнодействия. Наиболее древние рисунки музея-заповедника относятся к окуневскому периоду (рубеж III-II тысячелетия до нового времени), а самые поздние — к нашей новейшей истории (XIX -начало XX веков). Местонахождение петроглифов — скалы, плиты курганов, небольшие плитки из красного песчаника. Всего на территории музея-заповедника поставлено на учет более полутора тысяч наскальных рисунков. По технике нанесения изображения подразделяются на выбивки и гравировки.

Запись опубликована в рубрике Достопримечательности, Культура, Природные парки. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.